Детские проблемы. Спросите у детского психотерапевта | Женский журнал
Женский журнал

Детские проблемы. Спросите у детского психотерапевта

Детские проблемыУ малыша энурез или заикание, он чрезмерно агрессивен или, наоборот, замкнут и пассивен…

К психотерапевту обратились родители 3-летней Наташи с такой проблемой — малышка вдруг стала отказываться одеваться. Так и ходила по квартире голенькой. По этой причине девочка не выходила гулять на улицу. И так день за днем, неделя за неделей. Уговоры не увенчались успехом, а попытки родителей насильно одеть вызывали слезы, крик, в лучшем случае Наташа соглашалась надеть ночную рубашку.
Врач внимательно выслушал маму и папу, задал дополнительные вопросы, пытаясь найти причину столь странного поведения. Но прежде чем рассказывать вам продолжение этой истории, давайте разберемся: что же такое детская психотерапия?

Беспорядок в детском мире
Ребенок — это маленький человечек, и его мир тоже мал. Семья, группа в детском саду, друзья во дворе — вот и все окружение. События внутри этого мира становятся поводом не только для радостей, но и беспокойств. Ко всему ученые давно установили, что детки больше, чем взрослые, подвержены различным психическим расстройствам, в том числе и стрессу. И если раньше считалось, что их могут вызвать только чрезвычайные ситуации (катастрофы и т. п.), то сегодня точно такие же реакции встречаются и в повседневной жизни. Некоторые психологические проблемы, которые могут вылиться в такие «неприятности»:

  • ночное недержание мочи;
  • заикание;
  • нарушения сна;
  • невроз (расстройство, связанное со стрессом или неблагоприятной внешней ситуацией), истерия, неврастения, конфликтность;
  • ночные страхи, страх одиночества, темноты и т. п.

Психология плюс терапия
Задача и цель детской психотерапии как раз в том и состоит, чтобы предупредить и решить психологические проблемы деток, вылечить заболевание, в основе которого лежит эмоциональное переживание. Однако не надо путать специальность психотерапевта с психологом, педагогом, целителем и т. д. — заниматься этим методом лечения имеет право только врач с базовым медицинским образованием и прошедший специализацию по психиатрии и психотерапии. Дело в том, что психотерапия находится на стыке медицины, психологии, психиатрии, педагогики, социальных наук и клинической психофармакологии. Она объединяет все эти дисциплины. Отсюда и неразбериха в терминах. Но прежде чем приступить к лечению малыша, психотерапевт выясняет, какие впечатления кроха получает в своей малышовой вселенной. Если дома все в порядке, изучается детсадовское окружение: есть ли у ребенка проблемы с детишками или с самой воспитательницей. Поэтому для врача важными источниками информации являются родители, воспитатели, няни. Все его внимание сосредоточено на малыше: что он чувствует, что думает, как действует — доктор внимательно наблюдает за его поведением.

Уют и комфорт
Обычно лечение ребенка 2,5-6-летнего возраста включает несколько сессий (сеансов) по 30-40 минут. Чаще всего их проводят в специальной комнате, в которой есть условия для рисования и игр. Очень хороший эффект оказывает проведение психотерапии в привычных для малыша условиях (дома, в детском саду). При этом, как правило, в терапии принимает участие мама. Психотерапия — это один из тех методов лечения, когда трудно заранее сказать, сколько крохе понадобится сеансов, чтобы он избавился от своей проблемы. Иногда достаточно одной встречи врача и ребенка, после которой детка по-новому начнет смотреть на привычную ситуацию, обретет уверенность в себе и способность решать то, что до сих пор казалось таким сложным. Но часто требуется длительная работа. Главное условие успешного лечения — создание благоприятной обстановки в семье и в детском саду. К слову, желательно, чтобы воспитатель знал, что какое-то время (2-3 недели) малыш может быть более агрессивным, подвижным, чем обычно. Не волнуйтесь, это нормальный процесс, и вызван тем, что на первом этапе психотерапии снижается сопротивление ребенка своим бессознательным импульсам. При этом уменьшаются страхи, но растет агрессивность. Второе важнейшее условие успешности лечения — установление доверительных отношений между врачом и ребенком. При этом психотерапевт не навязывает крохе форму общения — малыш сам избирает ее, часто предпочитая говорить языком мимики, жеста, рисунка…

Рисуем и играем
Подходы в детской психотерапии применяются самые разные. Вот некоторые из них.

  • Психодинамическая терапия. Наибольшее развитие получила игровая психотерапия, когда на сеансах используются игры (в том числе ролевые, настольные), учебные пособия, рисование, обсуждение событий из жизни крохи. Предлагая ребенку рисовать, играть или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта.
  • Поведенческая психотерапия. Она ставит своей целью научить кроху способам поведения, которые помогут ему адаптироваться к окружающему миру. Для этого малыш под руководством психотерапевта осваивает новые образцы поведения. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если действительно подготовить кроху к общению с другими, а главное — не мешать ему говорить и высказывать свои мысли.
  • Семейный подход. Особое внимание в процессе детской психотерапии уделяется изучению семьи малыша и общению со взрослыми, поведение которых (чаще всего — невольно) провоцирует появление комплексов у ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.

 
Во время психотерапии особенно важно, как родители будут себя вести с малышом:

  • не выполнение рекомендаций врача может снизить эффективность лечения;
  • не критикуйте ребенка, почаще хвалите его. Все эти и многие другие нехитрые, но верно организованные приемы позволяют крохе «отыграть» неприятные эмоции и излишнюю агрессию. Врач помогает ребенку вернуться в привычную среду, содействует тому, чтобы его восприятие было оптимистическим, а эмоции устойчивыми.

Теперь на примере маленькой Наташи покажем, каким образом обычно проводится психотерапия на практике.
Всегда вместе
Первые психотерапевтические сеансы проводились у Наташи дома. Сначала врач познакомился с «пациенткой», расспросил маму, как и когда у малышки возникла такая манера поведения. Наташе врач не понравился: девочка отказывалась с ним общаться, убегала в соседнюю комнату, пряталась. Доктор предложил малышке посмотреть картинки и показать свои игрушки. От его предложений она также категорически отказалась. Такое негативное отношение терапевтом было истолковано как обычное при встрече с чужим человеком. Мама подтвердила это, но в разговоре заметила, что, как ни странно, дочурка так себя ведет и тогда, когда к ним в гости приходит бабушка. Врач попросил подробнее рассказать об отношениях бабушки и внучки. Оказалось, что несколько месяцев назад, пока родители делали ремонт в квартире, их дочурка проживала у своей бабушки. Через некоторое время после возвращения домой у нее и начались странности в поведении, она наотрез стала отказываться одеваться и выходить на улицу. В последующие встречи с доктором малышка стала все больше включаться в выполнение предлагаемых заданий, они вместе «играли», рисовали, общались. Наталка получала призы, подарки и с нетерпением ждала следующего прихода нового знакомого. В конце одного из своих посещений врач описал девочке двух кошек, которых видел возле подъезда, когда шел к ним в гости. Наташа заинтересовалась, начала расспрашивать, какого они цвета, какие у них ушки и глазки… И предложение мамы выйти и самой на них посмотреть приняла с удовольствием. В этот же день она впервые после двухмесячного перерыва вышла на воздух. После этого врач еще встречался с Наташей, но уже у себя в кабинете, заранее пригласив ее к себе в гости. И как оказалось, отказ одеваться и выходить из квартиры служил для малышки способом остаться с родителями. Но теперь девочка стала уверена — без ее желания никто и ничто не разлучит ее с мамой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *